www.rvvkus.ru
История училища с 1945 г

История создания РВВКУС


1941-1945 годы


 Родина-мать зовёт! Проблема обеспечения действующей армии связистами обострилась с началом Великой Отечественной войны. В кратчайшие сроки была перестроена вся система военного образования: произведены досрочные выпуски в военно-учебных заведениях связи; осуществлен переход на новые учебные планы и программы, утверждены новые штаты и сроки обучения.
   Наряду с военными училищами связи были созданы радиошколы: Московская, Ленинградская, Воронежская и Горьковская. Специфика военной радиосвязи состоит в том, что для ее обеспечения необходимы не только офицерские командные кадры старшего и среднего звена, но и младшие специалисты. Именно поэтому, на основании приказа Народного комиссара обороны от 22 июля 1941 года, была сформирована Горьковская военная школа радиоспециалистов, предназначавшаяся для подготовки младших специалистов массовых квалификаций- радистов, телеграфистов, телефонистов. С создания данной военной школы берет свои истоки и начинается история Рязанского филиала Военного Университета связи.
Приказ    С 1 августа 1941 года Горьковская школа радиоспециалистов должна была приступить к подготовке 1120 радистов и 150 монтажников. Срок обучения радиотелеграфистов устанавливался для ранее служивших в армии-1 месяц, для не служивших-2 месяца, для радиомастеров-1 месяц. В связи с большой нехваткой командиров-связистов на фронте приказом заместителя Народного Комиссара Обороны от 22 сентября 1941года при Московской и Горьковской школах радиоспециалистов были организованы курсы младших лейтенантов, на которых одновременно обучалось 200 и 341 человек.
   Горьковская военная школа радиоспециалистов начала свою работу в августе 1941 года и разместилась она в одном из зданий Кремля, в котором до войны размещался пехотный полк. Начальником школы был назначен опытный офицер-связист, военный Кузнецов Николай Васильевичинженер 1-го ранга Николай Васильевич Кузнецов. Военным комиссаром стал батальонный комиссар Е.П.Стехальчук, начальником штаба - старший лейтенант И.И.Тихонов, технической частью школы заведовал капитан М.А.Головкин.
   Для укомплектования военных радиошкол радиоспециалистами были проведены досрочные выпуски военной Академии связи, военного факультета Московского института инженеров связи, военных училищ связи. Так, начальник Управления связи Красной Армии приказывал командующему Приволжским военным округом: " Отберите лучших курсантов выпускного курса Ульяновского училища связи, 80 общевойсковых радистов... и не позднее 29 июля произвести им выпуск... Выпускников направить в Московскую и Горьковскую радиошколы..." . Кроме этого на преподавательскую работу в военную радиошколу были направлены ведущие гражданские специалисты наркомата связи, опытные радисты горьковских радиозаводов и речного флота. Первыми преподавателями военной школы радиоспециалистов стали кандидат технических наук К.Федченко, инженер, лауреат Сталинской премии Б.Д.Увяткин, радисты первого класса М.В.Кавалеров, П.И.Барашков, Хилько, Колдина, Зуев, Жданова. Перед командованием и преподавательским составом школы стояла задача в короткие сроки организовать учебный процесс и подготовить для армии квалифицированных радистов, радио- мастеров, электромехаников и командиров взводов связи.
   Курсантский состав комплектовался в основном из гражданской молодежи Горьковской и других областей. Все курсанты стремились успешно овладеть военными знаниями, своей специальностью и отправиться на фронт в действующую армию. Газета " Красная звезда " в то время писала: " Нужно обеспечить наиболее плодотворное разумное использование каждой минуты учебного времени. Война - строгий судья. Каждое пропущенное занятие, потерянный впустую час, малейшая недоделка в боевой подготовке – на войне оплачивается самой дорогой ценой. Растранжирование учебного времени надо считать в данных условиях преступлением перед Родиной" . Курсанты Горьковской военной школы радиоспециалистов использовали каждый учебный час, чтобы получить максимум знаний и стать умелыми связистами. Лучшими из них были Сорокин, Гришко, Азарнов, Дружинина, а взвод лейтенанта Косова учился только на «отлично» .
Здание школы в г.Горький    В 1942 году по мере улучшения технической оснащенности войск связи и совершенствовании системы управления появилась необходимость в подготовке более компетентных и технически грамотных младших специалистов для обслуживания средств связи. С 21 марта 1942 года по приказу от 8.03.1942г. Горьковская военная школа радиоспециалистов была переформирована в школу повышенного типа для подготовки старших радиотелеграфистов первого и второго классов со сроком обучения 4 месяца. Учебные планы и программы стали предусматривать изучение радиостанций нового поколения – РАТ, РАФ, ГСБ.
   Основную тяжесть в обучении курсантов по военным радиостанциям, общевойсковым предметам несли командиры рот и взводов. Все они были классными специалистами, отлично работали на радиостанциях и свои знания передавали воспитанникам. Среди лучших командиров был младший лейтенант ХимичХимич Василий Васильевич Василий Васильевич, участник Великой Отечественной войны, затем преподаватель 4 кафедры. Вот, что он писал в своих воспоминаниях: " Прибыл я в школу с фронта в августе 1942 года, размещалась она в стенах нижегородского Кремля в здании бывшего кадетского корпуса. Первоначально постоянный состав военной школы комплектовался из выпускников Ленинградского института связи, Ульяновского военного училища, офицерами войск связи, а позже и фронтовиками. Такое сочетание преподавательских кадров позволяло наиболее успешно готовить для фронта радистов. Первым начальником школы стал инженер – полковник Н.В.Кузнецов- высокообразованный, культурный, знающий и любящий свое дело офицер. В декабре 1943 года школу радиоспециалистов принял полковник В.Е.Селезнев, затем ее возглавляли полковник Горбунов и генерал-майор Акимов.
   Материально-техническая база военной школы укомплектовывалась за счет горьковских радиозаводов. Каждый взвод имел свой хорошо оборудованный радиокласс, были созданы ближний радиополигон на станциях РБ, РБМ и 12 РТ и дальний – на станциях РСБ. Для обучения радистов для партизанских отрядов оборудовались полигоны на радиостанциях " Прима " и " Север ". Курсанты обучались приему на слух, передаче на ключе, вели парный радиообмен в классах, работали на радиостанциях ближнего и дальнего полигонов, состоящих из трех точек, изучали материальную часть радиостанций и общевойсковые предметы. Как правило, все занятия проводил командир взвода, материальную часть радиостанций помогал курсантам осваивать воентехник, в задачу инструкторов входило обучение приему на слух и передачу информации ключом. Учебные занятия проходили с подъема до отбоя и без выходных.
   В первый год работы военная школа готовила радистов III-го класса ( воинское звание – сержант ) в течение трех месяцев, далее срок обучения был продлен до шести месяцев и на фронт уходили радиоспециалисты II-го класса ( звание – старший сержант ), а в конце войны уже за год обучения курсанты становились радистами I-го класса и им присваивалось звание – старшина.
   Необходимо подчеркнуть добросовестное отношение к учебе всех курсантов, так как профессия радист на фронте считалась очень почетной и престижной. Среди обучающихся были 1-2 роты девушек. Надо сказать, что они подчас лучше принимали на слух, но ребята значительно успешнее работали на ключе .
   Подготовка радистов и телеграфистов проводилась в полевых условиях. Каждое подразделение проходило дважды лагерную подготовку: первый – две недели на втором месяце обучения, когда курсанты круглосуточно работали на радиостанциях малой и средней мощности в радиосетях и радионаправлениях. При этом отрабатывались навыки в настройке и вхождении в связь, тактико-специальная подготовка, знание правил СЭС на полигоне и в действующих сетях. Во второй раз - неделя на четвертом месяце обучения – курсанты круглосуточно работали в радиосетях на радиостанциях большой мощности в соответствии с выпускной квалификацией.
   Для повышения качества подготовки курсанты участвовали в тактических учениях стрелковых частей. Широко практиковались полевые занятия на тактическом фоне, в условиях максимально приближенным к боевым, когда курсанты учились держать связь в динамике боя. В результате они умело входили в связь с радиостанциями смежных сетей, переходили с волны на волну, работали через промежуточную станцию. Если в первые годы Горьковская военная школа выпускала радистов, работающих на радиостанциях со скоростью 8-10 групп в минуту, то в 1943-1944 годах радисты работали со скоростью 12-15 групп в минуту. Только за период с марта 1942 года по 1943 год школа подготовила 7025 радиоспециалистов рядового и младшего командного состава, в том числе 305 младших лейтенантов.
   В декабре 1943 года начальником военной школы радиоспециалистов был назначен полковник Селезнев Василий Евдокимович. Хороший организатор, требовательный и справедливый он уделял самое серьезное внимание подготовке офицеров и инструкторов школы. С ними проводились тренировки на действующих радиостанциях, занятия по тактико-специальной подготовке. Совершенствовались знания и опыт офицеров школы, многие из которых стали мастерами обучения и воспитания. Так, капитан М.П.Цапенко вырос от командира взвода до начальника штаба школы, старший лейтенант Д.А.Рыжов прошел путь от командира взвода до командира батальона, лейтенант Я.И.Павленко, выдвинутый с должности командира взвода на командование ротой. К концу 1943 года весь инструкторский состав школы имел классную квалификацию, а радистов 1-го и 2-го классов было 91%. Все это позволяло успешно готовить классных радиотелеграфистов для действующей армии. Начальник Управления связи Южного фронта генерал-лейтенант войск связи И.Ф.Королев в своем отзыве писал, что " в лучшую сторону по подготовке радистов выделяются выпускники Горьковской и Московской радиошкол ".
   За достигнутые успехи в подготовке квалифицированных кадров для войск связи 6 августа 1944 года начальник войск связи Московского военного округа генерал-лейтенант В.И.Усов по поручению Президиума Верховного Совета СССР перед строем курсантов, сержантов и офицеров школы вручил боевое Красное Знамя – символ военной чести, доблести и славы. Он высказал уверенность, что Горьковская школа радиоспециалистов повышенного типа будет высоко держать честь боевого Красного Знамени и внесет достойный вклад в победу над германским фашизмом.
   Выпускники Горьковской военной школы радиоспециалистов хорошо зарекомендовали себя на практической работе в действующей армии. Они уверенно обеспечивали радиосвязь в условиях сильных помех на поле боя, имели высокие практические навыки в работе на дальние расстояния с помощью маломощных радиостанций. Ход боевой и политической подготовки школы неоднократно проверялся отделом войск связи Московского военного округа, главным управлением связи Советской Армии, Главной инспекцией Сухопутных войск и лично Маршалом войск связи И.Т.Пересыпкиным. Все комиссии приходили к выводу, что «политико-моральное состояние школы здоровое, результаты боевой и политической подготовки хорошие . Командование школы принимает необходимые меры для дальнейшего повышения качества обучения и воспитания».
   Всего за период Великой Отечественной войны из стен Горьковской военной радиошколы вышло 13500 радиоспециалистов. В боях с немецко-фашистскими захватчиками воспитанники школы проявили героизм, безграничную преданность своему народу и с честью выполнили свой патриотический долг перед Родиной.
   Представление о боевом пути выпускников школы способствует созданию фундамента воинских традиций нашего военно-учебного заведения. Многие из них стали впоследствии преподавателями и передавали будущим офицерам-связистам не только знания, но и олицетворяли собой Победителей фашизма. На основе воинских традиций и под их непосредственным воздействием складываются мировоззренческие черты и определенные моральные качества офицеров-связистов. Боевые традиции и подвиги времен Великой Отечественной войны стали элементами патриотического наследия Российской армии и войск связи. Они должны передаваться из поколения в поколение офицеров-связистов и быть примером образцового выполнения ими воинского долга.
   О преемственности поколений воспитанников нашего военно-учебного заведения нельзя вести речь, не связывая их как с национальным характером народа, так и с историческим путем, пройденным Российской армией и ее составной частью – Рязанским филиалом Военного Университета связи. В этом неразрывном единстве боевых традиций офицеров-связистов и знание их нынешними курсантами – источник преемственности воинских традиций всех поколений наших воспитанников.
   Боевая деятельность связистов не всегда измерялась количеством лично уничтоженных ими танков, самолетов и вражеских солдат. Вместе с тем, в случае необходимости, они умело громили врагов с автоматом и гранатой в руках. Но, оперативно обеспечивая управление войсками в бою и, тем самым, способствуя общему успеху, связисты выполняли ключевую роль: от их умелых действий напрямую зависел успех в операциях и сражениях Великой Отечественной войны. Ставка Верховного Главнокомандования постоянно подчеркивала в своих приказах: " Без связи нет управления, без управления нет победы ". Выпускники Горьковской военной школы радиоспециалистов наряду со всеми воинами связистами храбро и мужественно сражались с фашистскими захватчиками, умело обеспечивали связь на фронтах войны.
   Одним из первых в Великой Отечественной войне высокого звания Героя Советского Союза был удостоен начальник связи пограничной комендатуры на реке Прут лейтенант А.В.Рыжиков . В ночь на 22 июня в результате обстрела и бомбардировки нарушилась связь с одной из застав погранотряда. Проверить линию связи выехала группа пограничников, в состав которой входил лейтенант-связист. В это время фашисты начали форсирование реки и лейтенанту А.В.Рыжикову пришлось вступить в неравный бой, в ходе которого он уничтожил противника гранатами, а затем и в рукопашном бою. Герой-связист исправил поврежденную линию, обеспечив взаимодействие пограничных застав. Пограничники прутского погранотряда отбросили фашистов и нанесли ему большие потери.
   Выпускник Горьковской военной школы радиоспециалистов сержант И.Панышев проявил свои геройские качества во время боев на Калининском направлении. В одном из них он принял на себя командование подразделением пулеметчиков и, отражая атаки противника, наш выпускник убил несколько фашистских солдат и офицеров. Сержант И.Панышев, получив ранение, не покинул поле боя и продолжал командовать до тех пор, пока не потерял сознание. Подразделение отстояло свои рубежи и не пропустило врага. За этот подвиг сержант И.Панышев был повышен в звании и представлен к боевой правительственной награде. Подобным образом, не жалея своей жизни, выполняли свой долг перед Родиной воины-связисты.
   В битве под Москвой особо отличились связисты 12-го отдельного полка связи 16-ой армии, которые в сильные морозы при постоянном воздействии вражеской авиации и артиллерии, круглосуточно обеспечивали бесперебойную связь. Приказом Народного комиссара обороны СССР от 8 января 1942 г. № 4 за проявленную отвагу, стойкость и героизм личного состава 12-й отдельный полк связи (командир полка майор Д.В.Летков) был преобразован в 1-й Гвардейский отдельный полк связи.    Подвиг связиста – особый подвиг. Какое геройство в том, что линейный надсмотрщик или телефонист неоднократно исправляет под огнем противника поврежденную линию? Но если обратить внимание на действия воина-связиста в боевой обстановке, то можно увидеть, что его работа и значимость ее результатов далеко выходят за рамки одиночного подвига. От четкой работы связистов зависят быстрота и своевременность передачи донесений и приказов, так как наибольшая потребность в них возникает в критические моменты боя. Поэтому труд связиста на войне был самым необходимым, почетным и ответственным. От него зависел успех как конкретного боя, так и всей операции.
   Бессмертный подвиг в сражении под Москвой совершил связист сержант Н.С.Новиков. Он получил приказ устранить повреждение на линии связи. Во время его выполнения на него напали фашисты. Сержант-связист, не успев срастить провод, зажал его концы зубами и отстреливался от врагов, пока не был смертельно ранен. Он так и остался лежать на поле боя с зажатым в зубах проводом, мертвым выполняя свой долг связиста. Сержант Н.С.Новиков был посмертно награжден орденом Красного Знамени, а его геройство стоит в одном ряду с подвигами летчика Николая Гастелло, разведчицы Зои Космодемьянской и пехотинца Александра Матросова.
   Прошли десятилетия, выросли новые поколения, но образ героя-связиста остался примером для настоящих и будущих офицеров войск связи. Так же, как строки стихотворения поэта Алексея Суркова:

" Осенний день был облачен и хмур.
Дрожал от взрывов подмосковный лог.
Связист зажал зубами тонкий шнур
И за сугроб, отстреливаясь, лег.
Лишь через час его в снегу нашли.
В больших глазах застыла синева.
Меж мертвых губ по проводу текли
Живой команды твердые слова.
Связист и в смерти не покинул пост,
Венчая подвигом свой бранный труд.
Он был из тех, кто, поднимаясь в рост,
Бессмертие, как города берут ".


   Маршал Советского Союза Г.К.Жуков высоко оценивал работу военных связистов в битве под Москвой: " Близость столицы, использование всех линий правительственной и гражданской сети связи позволяло нам благодаря неутомимости начальника связи фронта Н.Д.Псурцева и его подчиненных иметь надежную связь по телефонным и телеграфным каналам со Ставкой, Генеральным штабом и со всеми входившими во фронт армиями. На случай всяких неожиданностей были подготовлены запасные обходные пути связи. При необходимости штаб или командный пункт фронта мог непосредственно связаться даже с той или иной дивизией". В Московской битве военные связисты выполнили свою главную задачу - обеспечили непрерывное управление войсками.
   В Горьковской военной школе радиоспециалистов пропаганда героических подвигов воинов-связистов сочеталась с воспитанием у курсантов высоких морально-боевых качеств, а также с разъяснением значения и роли связи для победы над ненавистным врагом. Преподаватели и командиры стремились донести до каждого из них важность и значимость боевого поста связиста. Они заключались в том, что каждый удар по клавишам телеграфного аппарата был ударом по врагу, быстрая передача приказов и донесений, безошибочный обмен радиограммами - это уничтоженные фашистские танки и пушки, сбитые вражеские самолеты, тысячи истребленных фашистов.    Выпускники школы с благодарностью вспоминали своих командиров, преподавателей, инструкторов научивших их работать на радиостанциях в условиях максимально приближенных к боевым, подготовили их держать связь в динамике боя. Они всегда подтверждали классную квалификацию, присвоенную им в военной школе. Поэтому лучшие патриотические традиции офицеров-связистов неразрывно связаны с теми, кто участвовал в сражениях с ненавистным врагом.
   В годы войны в стенах Горьковской военной школы радиоспециалистов обучались и девушки. Вот что писала ее выпускница А.К.Коновалова: " По призыву комсомола нас, девушек , мобилизовали в ряды Советской Армии в 1942 году.
   В ноябре я была направлена в Горьковскую военную школу радиоспециалистов. Девушек было две роты. Я была зачислена в пятую роту. Командиром роты был старший лейтенант Станкевич, а инструкторами Софа Пеккер, Люба Ящук и Жданова. Дисциплина в школе была строгая. Нам, девушкам, никаких поблажек не было... Перед отправлением на фронт командование призывало всех беречь честь своей школы. После школы я попала в 3-ю гвардейскую танковую армию под командованием генерала Рыбалко. Работала на радиостанциях РСБ и РБ, которые мы изучали в школе. Со мной в полк попали девушки нашей школы из третьей роты: Лиза Горская, Оля Горева, Женя Григорьева, Лариса Жукова. Оля и Женя были ранены. Остались мы трое и воевали до конца в составе своего полка, с которым прошли от Москвы до Берлина, Праги и Вены ". Нелегким и долгим был этот путь для советских воинов, в том числе и наших выпускниц – девушек-связисток.
   Ветеран Великой Отечественной войны Н.Н.Рузина вспоминала следующее об учебе в военной школе радиоспециалистов: " Мы учились в 4 роте. Девушки подобрались смелые и энергичные. Всем нам хотелось быть отличниками боевой и политической подготовки. В первую годовщину школы состоялся наш выпуск. Нескольким отличникам из нас – Вере Беляевой, Тае Банниковой, Жене Цапковой, Клаве Михайловской, Люде Степановой и другим предложили остаться радистами-инструкторами в школе. Но мы готовили себя для фронта и попросили командование отправить нас на фронт. Просьба была удовлетворена, и нас, 12 девушек, отправили под Сталинград ". Самоотверженность и героизм проявила в Сталинградском сражении выпускница военной школы Вера Беляева, которая со своими подругами стремилась выполнить свой воинский долг. В самый разгар битвы она держала связь 66-ой армии со штабом Донского фронта и была тяжело ранена в ногу вражеским осколком. Радистка прекрасно понимала, что оставить радиостанцию нельзя, так как одна за другой подаются команды, распоряжения и донесения. Связь нельзя было прекратить ни на минуту. Наша выпускница собрала все свои силы и в течение нескольких часов не покидала свой боевой пост. Вера Беляева потеряла ногу, но с честью выполнила боевую задачу -–связь работала бесперебойно. За этот геройский подвиг советское правительство наградило мужественную радистку орденом Красной Звезды.
   Командиры и начальники всех родов войск высоко оценивали работу военных связистов, которые в свою очередь стремились улучшить работу связи, обеспечить возросшие потребности управления соединениями, проявляя при этом массовый героизм. Командующий 62-ой армией, которая обороняла Сталинград, генерал В.И.Чуйков писал: "Противник остервенело рвется к Волге. Военный совет армии пятый раз меняет место расположения командного пункта. Автоматчики противника приближаются к нему почти вплотную и в упор обстреливают блиндажи командования. Проводная связь ежеминутно выходит из строя, и восстанавливать ее не представляется возможным. И в эти тяжелые дни только храбрость и отвага связистов обеспечивали возможность командованию управлять войсками, при этом особенно незаменимой была радиосвязь".
   Под Сталинградом повторил подвиг сержанта-связиста Н.С.Новикова сержант отдельного батальона связи М.М.Путилов, который посмертно был награжден орденом Красного Знамени, а его телефонная катушка, как символ доблести и героизма, ныне хранится в Центральном музее Вооруженных Сил.
   Бессмертным стало имя радистки Елены Константиновны Стемпковской. В период боев под Сталинградом она со своей радиостанцией находилась на наблюдательном пункте своего батальона, воины которого пять суток удерживали свой рубеж. Младший сержант Е.К.Стемпковская поддерживала связь батальона со своим штабом. Когда бой приблизился к наблюдательному пункту, радистка собрала раненых, и возглавила оборону. Меткими очередями из пулемета она уничтожила несколько гитлеровцев и вернулась к рации, сообщив в штаб полка о том, что батальону нужна помощь. Когда гитлеровцы ворвались в избу, Е.К.Стемпковская сразила еще несколько фашистов, выбежала во двор, где бросила в гущу врагов гранату. Но прорваться к своим не удалось и ее схватили. Гитлеровцы пытали отважную радистку: выкололи ей глаза, отрубили кисти рук, но она не выдала врагу военную тайну. За мужество и отвагу сержанту Е.К.Стемпковской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза .
   Огромную работу проделали партизаны-радисты в годы войны, обеспечивая связь партизанских отрядов и соединений со штабами фронтов. В сентябре 1943 года в одну из партизанских бригад в Белоруссии был десантирован радист Деревянченко Б.П., впоследствии преподаватель нашего училища. Он принимал сводки Информбюро, обеспечивал связь партизан со штабом фронта, передавал сведения о дислокации фашистских войск.
   Радистка А.И.АнисимоваАнисимова А.И. по окончании Горьковской военной школы радиоспециалистов получила направление в разведотдел штаба 1-го Украинского фронта. По заданию командования она была переброшена в тыл к немцам с группой разведчиков, которым радистка обеспечивала радиосвязь со штабом фронта. За успешное выполнение ответственного задания и проявленный героизм наша выпускница была награждена орденом "Красной Звезды".
   Свои воспоминания А.И.Анисимова изложила в книге "На короткой волне", в которой она рассказала о подвигах связистов в тылу врага во имя защиты своей Родины. Это нашло отражение и в ее стихах.

"... Когда в ночных походах мы бывали
И шли в дыму по вражеским тылам,
Мы никогда о ней не забывали,
И мысль о ней давала силы нам..." .


   Военный Совет 2-го Белорусского фронта в отзыве на выпускников Горьковской военной школы радиоспециалистов отмечал, что "радиотелеграфисты, прибывшие из школы допущены к работе в боевых радиосетях без дополнительной подготовки. Во всех проведенных операциях радисты проявили себя с хорошей стороны".
   Выпускник военной школы радист 2-го класса Н.В.Золотов участвовал в сражениях за освобождение Кавказа, Венгрии, Чехословакии. В одном из боев в Венгрии батальон оказался в полукольце, и связь с ним была прервана. Три связиста пытались к ним прорваться, но погибли. Только нашему воспитаннику под ураганным огнем удалось пробиться к батальону, восстановить связь со штабом полка и корректировать огонь артиллерийских батарей. Фашисты были отбиты, а батальон выполнил поставленную задачу. За мужество и отвагу, проявленную в этом бою, Н.В.Золотов был награжден орденом Славы. За мужество и отвагу при выполнении заданий командования по обеспечению связи сотни курсантов-выпускников военной школы были удостоены правительственных наград. Среди них старший сержант М.И.Нетрусов, награжденный двумя орденами Красной Звезды, старшина И.М.Давыдов, сержанты Кошарин Н.С. и Липатов П.И. – орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. Все они и многие другие наши воспитанники проявили героизм на полях сражений и верность своему народу.
   Преподавательский, командирский и инструкторский состав военной школы прилагали все свои силы и знания, чтобы подготовить классных специалистов связи. Но командованию школы зачастую очень трудно было удержать их в тылу. К примеру, старший лейтенант И.И.Тихонов, окончивший в 1941 году военный факультет Московского института инженеров связи, был назначен начальником штаба Горьковской военной школы радиоспециалистов. В 1943 году майор И.И.Тихонов написал рапорт о направлении его на фронт. Рапорт был удовлетворен и его назначили командиром 715 отдельного батальона связи. В самые сложные моменты боя он на основе своих знаний, опыта и умения работать с подчиненными всегда обеспечивал командованию корпуса надежную связьь. За проявленное мужество и профессионализм майор И.И.Тихонов был награжден орденами "Александра Невского" и "Отечественной войны" II степени .
   Воспитанники военной школы осознавали насколько велико значение связи для управления войсками, поэтому бережно относились к технике и содержали ее в полной боеготовности. Они на основе своего боевого опыта знали, насколько враг хитер и коварен, что необходима высокая бдительность. Фашисты практиковали подключение к нашим проводам связи, подслушивали переговоры, входили в радиосети и передавали провокационные распоряжения, занимались радиоперехватом, стремились при случае овладеть шифрами, кодами, переговорными таблицами. Поэтому Управление связи Красной Армии разработало инструкцию, которая получила название: "Памятка красноармейцу-связисту". В ней говорилось: "Связь – нерв армии. Помни, без связи нет, и не может быть управления войскам в современной войне. Родина требует от тебя четкой и бесперебойной работы в любых условиях. Хорошо работающая связь – залог победы над фашистской Германией. Береги, как зеницу ока, технику связи. Держи всегда ее в полной боеготовности. Помни, что исправный аппарат и безотказно работающая линия никогда не подведут тебя в критическую минуту боя" . Фронтовики-связисты, в том числе и наши выпускники, помнили эти слова как молитву и обеспечивали командованию и штабам всех рангов устойчивое управление подчиненными войсками, а самое главное четкое взаимодействие между различными соединениями.
   Свой вклад в разгром врага внесли и те, кто затем работал в стенах Рязанского филиала Военного Университета связи. Вот их воспоминания о своем славном боевом пути и героических временах Великой Отечественной войны.
   Генерал-майор в отставке Бабков Юрий Михайлович, начальник училища с 1955 по 1973 годы. Награжден в годы Великой Отечественной войны двумя орденами "Красной Звезды". В феврале 1942 года был досрочно выпущен из Ленинградской Академии связи и получил назначение на должность командира 617 отдельного батальона связи 197 стрелковой дивизии, которая формировалась в г.Армавире. С мая 1942 года в действующей армии и прошел боевой путь от Сталинграда до Будапешта. В декабре 1944 года был направлен в Академию связи на должность начальника курса. Первым орденом "Красной звезды" был награжден за участие в разгроме фашистов под Сталинградом. В ходе сражения выполнял задачи по обеспечению устойчивой связью и управлению стрелковой дивизией при уничтожении окруженной группировки войск под командованием фельдмаршала Паулюса. Награда была вручена в марте 1943 года и одновременно присвоено воинское звание "майор". За успешную организацию связи в 27 гвардейской стрелковой дивизии при форсировании Днепра и в Ясско-Кишеневской операции был награжден вторым орденом "Красной Звезды" и присвоено звание "подполковника" . Всего же генерал-майор в отставке Ю.М.Бабков за службу Родине был удостоен 6 орденов и 15 медалей.
   Полковник, с 1951 по 1979 годы начальник кафедры № 9, Шейнер Е.И. вспоминал: "В сентябре 1941 года я учился в 10 классе, а в вечернее время обучался на курсах радиотелеграфистов. 29 сентября 1941 года добровольно вступил в ряды Красной Армии и был отправлен из Москвы в первый ОЗПС МВО радиотелеграфистом. С января по май 1943 года обучался в Муромском военном училище связи. По его окончании был направлен в роту связи командиром телефонного взвода. Участвовал в боях за освобождение Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. При форсировании Днепра в октябре 1943 года был ранен, но из состава полка не выбыл и лечение проходил в санитарной роте. Через месяц за организацию бесперебойной связи в днепровской операции был награжден медалью "За боевые заслуги". За освобождение г.Кривой Рог, г.Констанца (Румыния), г.Шумен (Болгария) получил благодарности от Верховного Главнокомандующего" . Награжден в годы Великой Отечественной войны двумя орденами "Красной Звезды" и орденом "Отечественной войны" I степени.
   Гвардии подполковник Шедрин С.П. служил в училище с 1954 по 1972 годы в должности начальника отдела кадров. За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистами, был награжден двумя орденами "Красной Звезды" и орденом "Отечественной войны" I степени. Вот что писал в своих воспоминаниях: "В апреле 1941 года я поступил в Ульяновское военное училище связи, которое закончил в ноябре 1942 года, и был назначен командиром радиовзвода отдельной роты связи командующего бронетанковыми и механизированными частями Воронежского фронта. Приходилось держать связь с подвижными группами генералов Жукова, Василевского, Воронова и Пересыпкина. После сражения на Орловско-Курской дуге я настоятельно стал проситься в боевые части и вскоре получил назначение на должность начальника связи батальона. Там мне командир батальона майор Мороз А.Н. устроил своеобразный экзамен на знание системы радиосвязи танковой бригады. А затем попросил сделать ее более простой, чтобы радисты могли держать связь не только с командирами рот и взводов, но и с танковыми экипажами. Я успешно выполнил как первое, так и второе задание. При штурме г.Грайворон наш батальон умело использовал мою схему радиосвязи, за что я был отмечен нагрудным знаком "Гвардия". Она стала для меня первой высокой наградой. В ходе боев я догадался, что немцы в первую очередь ведут огонь по командирским танкам, выделявшимся своими двухметровыми металлическими антеннами. Поэтому предложил командиру батальона установить подобные антенны на всех танках, чтобы ввести противника в заблуждение. В феврале 1944 года в боях за г.Шепетовку – крупный железнодорожный узел, мне пришлось выполнять обязанности начальника связи 13 гвардейской танковой бригады и поддерживать связь со всеми ее подразделениями, частями корпуса и следить за позывными командарма генерала Черняховского И.Д.. За четкую организацию связи в этой операции я был награжден орденом "Красной Звезды". Второй орден мною был получен за четкое управление действиями бригады при совершении стокилометрового марш-броска на г.Тернополь. Следует отметить, что командование бригады очень уважительно отнеслось к связистам и всегда интересовалось, что нужно сделать для устойчивой работы связи. В сентябре 1944 года наша танковая бригада участвовала в Дуклинской операции, в ходе которой пришлось преодолевать при упорном сопротивлении фашистов главный Карпатский хребет. При боевых действиях в горах крайне необходимо обеспечить устойчивую связь. В один из критических моментов боя командир корпуса генерал П.П.Полубояров через нашу резервную радиостанцию наладил взаимодействие с мотострелковой бригадой. В результате чего операция была проведена успешно и соединения 38-ой армии, куда входил наш танковый корпус, сокрушив вражескую оборону, открыли ворота в Чехословакию. Командир корпуса, вручая орден командиру бригады поинтересовался: "Старший лейтенант, начальник связи батальона, который обеспечил мне связь жив, здоров? Так это и есть Щедрин!" Вызывает меня из строя и вручает орден "Отечественной войны" I степени. Затем обнял меня и расцеловал, а всем сказал: "Он решил успех боя. Не будь связи в тот переломный момент сражения, неизвестно, чем бы все закончилось. Берегите таких офицеров". Так завершилась для меня эта сложная, но памятная операция. Впереди было освобождение Кракова, Катовице, Дрездена. Закончили мы войну 12мая 1945 года в Праге. Там и отметили свой день Победы" .
   Полковник в отставке Насонов Алексей Михайлович – начальник политотдела РВВКУС с 1967 по 1977 годы. Награжден в годы Великой Отечественной войны двумя орденами "Красной Звезды" и медалью "За отвагу". После окончания 10 класса в 1942 году был призван в Советскую Армию. После трехдневного пребывания в запасном стрелковом полку по добровольному заявлению был направлен на Воронежский фронт в составе 104 отдельного дивизиона 36 гвардейского минометного полка реактивной артиллерии. С 10 августа 1942 года по март 1944 года в составе войск Воронежского, Степного, I-го Украинского фронтов принимал участие в Воронежско-Острогожской операции, сражении на Курской дуге, форсировании Днепра и освобождении правобережной Украины. Служил в должностях наводчика и командира боевой машины БМ-24 – "Катюша". В апреле 1943 года, в канун исторической битвы на Курской дуге, вступил в ряды ВКП(б). В марте 1944 года был направлен в первое гвардейское Московское минометно-артиллерийское училище. Курсантом, в составе войск Московского гарнизона, участвовал в параде Победы 24 июня 1945 года".    Полковник в отставке, начальник кафедры № 4 Билошниченко Михаил Федорович. Награжден в годы Великой Отечественной войны медалью "За победу над Германией". О годах войны он пишет следующее: "Закончил десятилетку я в 1941 году в г.Лозовая Харьковской области и был призван в Красную Армию. Началась моя военная служба в качестве курсанта Киевского военного училища связи, которое находилось тогда под г.Красноярском. Курсантам приходилось совмещать учебу с оборудованием казарм и учебных классов. Учебно-материальной базы не хватало, и поэтому классы использовались круглосуточно. Курсанты вставали среди ночи и в течение двух часов тренировались в работе на телеграфных аппаратах и это несмотря на плохое питание, температуру в казарме чуть выше 0 градусов, полевые занятия в 30-40 градусный мороз. Но хорошо помню, что никаких жалоб со стороны курсантов не было. Все понимали тяготы войны и полностью отдавались учебе, а, самое главное, стремились скорее в действующую армию. Через год началась моя служба, и я должен рассказать об одном малоизвестном моменте в истории войск связи. В тяжелый для страны 1942 год немецко-фашистские войска вышли к Кавказскому хребту, стремясь захватить нефтеносные районы Грозного и Баку. Закавказский фронт, штаб которого находился в Тбилиси, оказался без прямой связи с Москвой. Поэтому буквально за три месяца частями войск связи была построена вдоль южного берега Каспийского моря по территории Ирана постоянная воздушная линия связи протяженностью около 500 километров. На деревянных опорах была подвешена двухпроводная линия телефонной связи, обеспечивавшая связь по 3 каналам. По одному стальному проводу осуществлялась телефонная связь аппаратами "Бодо". Вот по этой линии и обеспечивалась связь Закавказского фронта со Ставкой Верховного Главнокомандования через Баку, Астара (Иран), Ашхабад, Ташкент и т.д. По современным понятиям такая связь выглядит примитивно, но по тем временам это было достижением. Более того, по этой линии поддерживалась связь между Тегераном и Москвой во время известной Тегеранской конференции глав трех держав антигитлеровской коалиции И.В.Сталина, Ф.Рузвельта и У.Черчилля. Линия связи обслуживалась 477 отдельным эксплуатационным батальоном связи, в котором я начинал в 19 лет офицерскую службу в должности командира взвода".    При выполнении задания по установлению связи радистам нередко приходилось решать и многие другие задачи. Бывший преподаватель, подполковник П.И.Юрин так рассказывал об одном из эпизодов Ясско-Кишеневской операции: "Группе связистов была поставлена задача: пройти через линию фронта, найти передовой отряд дивизии и обеспечить ее связь со штабом. Связисты выполнили приказ командования, причем сами изготовили антенну, которая троекратно перекрывала дальность действия радиостанции РБМ. Затем связисты организовали из бывших наших военнопленных отряд, вооружили его трофейными автоматами и захватили немецкий аэродром. В то время на нем находились четыре "юнкерса", несколько транспортных самолетов и склад с горючим. Отважные связисты удержали аэродром до подхода основных сил дивизии. Этот эпизод говорит о том, что выполнение поставленной задачи далеко вышло за рамки обязанностей радистов и телеграфистов и еще раз подчеркивает необходимость всесторонней военной подготовки связистов".
   Нередко связистам приходилось вести бой самостоятельно, что требовало от них тактической грамотности и быстрой оценки сложившейся обстановки боя. В 1944 году критическая обстановка сложилась в районе наблюдательного пункта 5-ой гвардейской армии на Сандомирском плацдарме. Внезапно прорвались немецкие танки, и связистам пришлось вступить с ними в неравный бой. Им удалось отбить многочисленные атаки фашистских "тигров". Все участники этого ожесточенного боя были награждены высокими правительственными наградами. Орденом "Отечественной войны" II степени был награжден и начальник телефонной станции капитан Н.Г.Рузин, впоследствии служивший долгое время в нашем училище.
   Подполковник в отставке Ковбаса Анатолий Михайлович – заместитель начальника кафедры № 7 с 1963 по 1975 год. Награжден в годы Великой Отечественной войны двумя орденами "Отечественной войны" I степени. Он вспоминает: "3 марта 1942 года я ушел в армию добровольцем и был отправлен учиться в Красноярск в училище связи. Через год я его успешно закончил и получил звание "лейтенант". В действующую армию попал в самый разгар сражения на Орловско-Курской дуге в качестве начальника направления связи от штаба корпуса к дивизии. С боями через города Сумы и Переславль вышли к Днепру. Участвовал в Корсунь-Шевченковской операции и во время бомбежки получил серьезное ранение. Руку удалось спасти только благодаря хирургу Прасковье Ивановне Музыченко. На фронт вновь попал в августе 1944, когда советские войска уничтожали курляндскую группировку фашистов. Но вновь ранение и операция. В феврале 1945 года в составе 415-ой дивизии освобождал Варшаву, участвовал в боях под Данцигом. В самом конце войны в апреле 1945 года при форсировании Одера близ Штеттина обеспечивал связь командованию корпуса. В этих боях получил второй орден "Отечественной войны" I степени, а первый – за форсирование Днепра нашел меня позже. 3 мая 1945 года закончил войну под Ростоком. Но в Германии пришлось остаться в 66-ом полку связи группы оккупационных войск, в качестве командира взвода. Нам было поручено обеспечивать связью сначала Потсдамскую конференцию держав победителей, а затем и всемирно известный Нюрнбергский процесс над главарями фашистского рейха. Память о работе на этих исторических форумах осталась в моей памяти".
   В строках ветеранов училища о своем славном боевом пути в суровые годы Великой Отечественной войны мы находим образцы геройского выполнения своего долга перед Родиной. Они образцово выполняли поставленные командованием задачи по обеспечению связи частей и подразделений в ходе сражений с немецко-фашистскими захватчиками. Характерной чертой всех наших ветеранов – участников Великой Отечественной войны было стремление защитить свою Родину. Всех их отличала готовность к выполнению воинского долга, составляющего основу стойкости и мужества защитников Отечества.
   Полный кавалер ордена Славы старшина И.А.Горюнов так характеризует подвиг связиста: "А если про геройство, так слушайте. Вот я Вам расскажу. Здесь лощина и здесь лощина. Здесь ивы на взгорье. Под ивами – пулеметы и минометы фашистские. Залегли мы, землю целуем. И ни головы поднять, ни шагу сделать, ни вперед, ни назад. Вдруг видим – связист с катушкой. Бежит, кувыркается, падает. И снова встает. И все это - на наших глазах. И проводок за ним... Связь – это большое дело. Доложил командир в штаб, ударили артиллеристы, "катюши" помогли, после этого пять километров как в гости шли. А все он, связист. Вот кому я бы все свои ордена отдал...".
   Военные связисты внесли свой весомый вклад на алтарь победы над фашистской Германией. Родина по достоинству оценила их ратные подвиги: сотни тысяч воинов-связистов были награждены орденами и медалями, 304 стали Героями Советского Союза, а 133 – полными кавалерами ордена Славы. Почти 600 отдельных частей связи были награждены боевыми орденами, 58 фронтовых и армейских подразделений связи удостоились наименования гвардейских, а 172 – почетных наименований городов, в освобождении которых участвовали.    Поднявшееся над Берлином в мае 1945 года Знамя Победы, достойно увенчало беспримерный героический путь наших солдат. Они до конца испили горькую чашу самой страшной войны в истории человеческой цивилизации и достойно выполнили свой патриотический долг перед народом. Боевые традиции, которые заложили победители фашизма – это основа духовной силы российской армии. Наш долг прививать будущим офицерам-связистам сознание их сопричастности к великому историческому прошлому России. Всемирно-историческая победа СССР в Великой Отечественной войне имеет непреходящее значение. Советский народ и его Вооруженные Силы отстояли свободу и независимость своего Отечества, спасли от нацистского ига все человечество. Опыт Великой Отечественной войны учит, что вопросы укрепления обороноспособности, повышения боевой готовности армии и флота, совершенствование управления войсками должно быть в центре внимания народа и руководства страны.
   Итоги войны служат суровым предостережением любому агрессору. Лидеры фашизма только на скамье подсудимых Нюрнбергского процесса осознали, что "война с Россией – это такая война, где знаешь, как начать, но не знаешь, чем она закончится" . Память о войне, о беспримерном массовом героизме защитников Родины священна и незабываема. Боевые традиции и опыт фронтовиков, в том числе и воинов-связистов, учат стойкости в преодолении трудностей, образцовому выполнению воинского и патриотического долга, умелой и надежной защите Отечества...читать дальше...
 




Все права на материалы используемые на сайте принадлежат авторам, их приславших.
При копировании ссылка на www.rvvkus.ru обязательна.
Авторы проекта: Бахмутов А.В. и Слизков С.В.


Powered by MKPortal M1.1 Rc1 ©2003-2005 All rights reserved
Страница создана за 0.1375 секунд с 9 запросами